Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон О несостоятельности (банкротстве) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 29.07.2017 N 266-ФЗ (последняя редакция) от 29.07.2017 N 266-ФЗ подарил возможность номинальным директорам уйти от субсидиарной ответственности, «сдав» лицо, действительно принимающее решение.
Разъяснений по вопросу является ли «выдача» реального директора 100% гарантией освобождения нигде не указывалось.
Именно сейчас активно начали применять новые нормы 2017 года и уже появились первые плоды.
Так, в части привлечения к субсидиарной ответственности номиналов, сформировалась следующая позиция:
По мнению АС Уральского округа (постановление от 26.07.2018 по делу №А76-23547/2013), нельзя полностью освободить «номинала» от субсидиарной ответственности. Именно поэтому суд отменил позиции двух инстанций и вернул вопрос на новое рассмотрение.
Не секрет, что номинальные директора нужны как «ширма», преграждающая доступ к лицам, действительно принимающим решения.
Одним из доводов, почему нельзя освобождать «номиналов» является то, что он знал о своем номинальном статусе, подписывал по указанию реального директора договоры и бухотчетность, принимал обязательные для должника решения, в результате которых должник стал обладать признаками неплатежеспособности и впоследствии был признан банкротом.
Кроме того, номинальный директор действовал добровольно, понимая последствия своих действий, передал учредительные документы, печать и ключ электронной подписи должника реальному директору, фактически наделив его полномочиями по управлению должником и распоряжению его имуществом.
Таким образом, команда ПБУ предупреждает:
- Даже если Вы номинальный директор, Вы можете понести субсидиарную ответственность,
- Если Вы реальный директор, субсидиарную ответственность Вы можете разделить с тем, кто действует от Вашего имени.