Новости
Покупка б/у деревянных поддонов у населения за наличный расчет
14 мая 2018
Покупка б/у деревянных поддонов у населения за наличный расчет

Консультация юриста налоговой практики: покупка б/у деревянных поддонов у населения за наличный расчет

Покупка б/у деревянных поддонов у населения за наличный расчет

ООО «ПБУ», по вопросу оформления операций по выдаче наличных денежных средств физическому лицу при приобретении у него б/у поддонов (паллетов), сообщает следующее.
Как следует из представленной информации, индивидуальный предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность по сбору, очистке и приданию товарного вида деревянным поддонам, бывшим в употреблении с целью последующей реализации.
Согласно положениям Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст. «продажа без преобразования» любого вида товаров, а также различные виды услуг, сопровождающие продажу товаров, относится к оптовой (розничной) торговле. Оптовая и розничная торговля являются конечными этапами распространения товаров.
Под продажей без преобразования принято понимать стандартные действия (операции), связанные с торговлей, такие как сортировка, классификация, упорядочивание товаров, смешивание (перемешивание) товаров (например, песка), розлив в бутылки (с предшествующим мытьем или без предшествующего мытья бутылок), упаковка, разделение оптовых партий, переупаковка в более мелкие партии для распространения, хранение (охлажденной или замороженной продукции)
По мнению Минфина РФ, изложенному в письме от 31 июля 2017 г. N 03-11-12/48752 подобный вид деятельности не включен в группировку "Сбор, обработка и утилизация отходов, обработка вторичного сырья" (код 38) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.
Учитывая вышеизложенное, полагаем, что в рассматриваемом случае действия по ремонту, очистке и приданию товарного вида деревянным поддонам приобретённые ИП поддоны в целях дальнейшей реализации относятся к предпродажной подготовке и не являются переработкой (производством), в результате которой получается новая вещь.
Таким образом, по нашему мнению, осуществляемый в рассматриваемом случае ИП вид деятельности относится к деятельности купли-продажи бывших в употреблении товаров.
Документальное подтверждение приобретения имущества у физических лиц
Приобретение имущества (ОС, товаров, других МПЗ) у физического лица, не являющегося предпринимателем, оформляется договором купли-продажи.
Передача товара может быть оформлена документом, подписанным сторонами договора, составленным в произвольной форме, с отражением в нем реквизитов, предусмотренных ст. 9 Закона N 402-ФЗ (письмо Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012).
В рассматриваемом случае таким документом может быть и закупочный акт, если он отвечает требованиям Закона N 402-ФЗ.
Унифицированная форма закупочного акта N ОП-5 утверждена Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 - бланк предназначен для сельскохозяйственной продукции. Однако полагаем, что можно использовать этот акт в качестве образца для составления акта при покупке у физических лиц любых товарно-материальных ценностей (далее - ТМЦ), в том числе деревянной тары.
По общему правилу при закупке организация (ИП) должна обеспечить соблюдение порядка оформления закупочных документов, в том числе с обязательным указанием паспортных данных сдатчика этих ТМЦ, места его проживания (п. 7.6 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. Письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5п. 7.3 Методических рекомендаций).
При этом, подписание продавцом и покупателем закупочного акта, содержащего все необходимые реквизиты, фактически является документальным подтверждением того, что между ними заключен договор купли-продажи. Поскольку подписание акта отвечает требованию к совершению сделки в простой письменной форме и поскольку этот акт содержит все существенные условия договора купли-продажи, составлять отдельный документ, именуемый договором купли-продажи, при этом не требуется (п. 1 ст. 454, п. 3 ст. 455, ст. 434 ГК РФ).
ККТ (Контрольно-кассовая техника)
Кроме того, исходя из действующих норм законодательства РЙФ о применении ККТ, а также соответствующих разъяснений контролирующих органов по данному вопросу, в рассматриваемом случае, при осуществлении операций по скупке деревянной тары у населения (если данный товар не признается утильсырьем), усматривается необходимость применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ), исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных данным Федеральным законом. При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности (п. 2 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (ред. от 03.07.2016) (далее - Закон N 54-ФЗ) в случаях, когда физическому лицу выдаются денежные средства в кассовом чеке указывается признак "расход".
Следует принимать во внимание Определение Конституционного Суда РФ от 09.06.2005 N 222-О, согласно которому к случаям продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг законодатель вправе отнести договоры купли-продажи, в том числе действия по приему имущества от населения, распространив на организацию или индивидуального предпринимателя как профессионального участника такой сделки нормативное предписание осуществлять наличные денежные расчеты с населением, используя контрольно-кассовую технику, независимо от того, выступает организация (индивидуальный предприниматель) в качестве продавца или покупателя.
При этом, под расчетами понимаются прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей (ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).
Учитывая, что в Законе N 54-ФЗ обязанность применения ККТ не ставится в зависимость от вида расчетов (продажа товаров или приобретение), выплата денежных средств физическому лицу при приобретении у него товара также требует выдачи кассового чека, при этом в онлайн-кассах формируется чек с признаком "расход".
В настоящее время организации и предприниматели, оказывающие услуги населению, вправе вместо чеков ККТ выдавать заказчикам бланки строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (с 01.07.2019 года – бланк строгой отчетности, сформированный на специальном устройстве – «автоматизированной системе для БСО»). Например, организации и индивидуальные предприниматели, принимающие от населения вторсырье, могут применять самостоятельно разработанный бланк строгой отчетности.
Согласно п. п. 3.5 и 3.26 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, к вторичному сырью относятся вторичные материальные ресурсы, для которых имеется реальная возможность и целесообразность использования в народном хозяйстве, а опасными отходами признаются отходы, существование которых и (или) обращение с которыми представляют опасность для жизни, здоровья человека и окружающей природной среды. При этом правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Вторичное сырье представляет собой либо однократно использованные материальные ресурсы или их части, вновь вовлекаемые в производство, либо отходы одного производства, которые находят применение в другом производстве. Вторичное сырье используется, в частности, в пищевой, стекольной, целлюлозно-бумажной промышленности, в металлургии, в организациях, осуществляющих издательско-полиграфическую деятельность. в качестве вторсырья могут, в частности, выступать: — возвратные отходы — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов; — бракованная продукция, полуфабрикаты, которые не могут быть использованы по прямому назначению как не соответствующие стандартам, техническим условиям, установленным нормам и правилам; — готовая продукция с истекшим сроком реализации, эксплуатации.
В пункте 3 ст. 2 Федерального закона также перечислены виды деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
В соответствии с абз. 13 п. 3 ст. 2 Федерального закона организации и индивидуальные предприниматели могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при приеме от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома.
При этом необходимо учитывать, что утильсырье - это отходы, вещи, не годные к употреблению, но пригодные для переработки в качестве вторичных материалов (вторсырья) (Письмо УФНС России по г. Москве от 02.09.2009 N 17-15/091660).
Таким образом, на основании п. 3 ст. 2 Федерального закона организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении ими закупки у населения и организаций вторичных материалов (вторсырья) с целью их переработки.
Поскольку в рассматриваемом случае, приобретаемые ИП деревянные поддоны такой переработке не подвергаются, полагаем, что приобретаемые поддоны не могут рассматриваться в качестве утильсырья (вторсырья), и, соответственно, положения п. 3 ст. 2 Федерального закона на указанные операции не распространяются.

НДФЛ
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату НДФЛ производят физические лица исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных п. 17.1 ст. 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению. В данном случае физические лица самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, а также представляют налоговую декларацию (п.п. 2, 3 ст. 228 НК РФ).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация в случае приобретения у физического лица принадлежащего ему имущества (деревянной тары) не является налоговым агентом, то есть не должна удерживать НДФЛ при выплате физическому лицу денежных средств за реализованное им имущество. Кроме того, поскольку НК РФ не возлагает обязанности на лиц, не являющихся налоговыми агентами, представлять в налоговый орган сведения о полученных от них доходах физическими лицами (в соответствии со ст. 230 НК РФ такая обязанность установлена только для налоговых агентов), то организация в данном случае не должна представлять и сведения о физических лицах, у которых она приобретает имущество (деревянную тару). Данные выводы подтверждаются и разъяснениями Минфина России (письма от 11.04.2012 N 03-04-05/3-484, от 28.03.2008 N 03-04-05-01/89, от 12.03.2008 N 03-04-06-01/55, от 6 июля 2015 г. N 03-04-06/38859, от 2 июля 2015 г. N 03-04-06/38279, от 21.07.2015 N 03-04-06/41772, от 16.12.2015 N 03-04-08/73703).
О необходимости подтверждения расходов при применении УСН с объектом налогообложения «Доходы»
По общему правилу, на налогоплательщиков, применяющих УСН и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, не возлагается обязанность по ведению учета осуществленных расходов в целях исчисления и уплаты налога, за исключением отдельных случаев. Расходы учитываются только теми налогоплательщиками, которые выбрали в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (Письмо УФНС России по г. Москве от 15.05.2008 N 28-11/046605).
В связи с отсутствием обязанности по учету расходов у налогоплательщиков, применяющих УСН и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, отсутствует и обязанность их документально подтверждать в целях налогового контроля. Этой же позиции придерживается и Минфин России в своих разъяснениях (Письма от 16.06.2010 N 03-11-11/169, от 20.10.2009 N 03-11-09/353, от 15.08.2008 N 03-11-04/2/118).
В то же время ранее Минфин России в Письме от 01.09.2006 N 03-11-04/2/181 высказал мнение, что в случае применения организацией УСН с объектом налогообложения "доходы" организации необязательно иметь документальное подтверждение произведенных ею расходов, за исключением документального подтверждения расходов в виде уплаченных налогоплательщиками сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и сумм выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.
Вместе с тем, несмотря на отсутствие обязанности вести учет расходов, в настоящее время операции по снятию наличных денежных средств со счетов ИП, могут попасть в зону повышенного внимания со стороны банков. В связи с этим, в рассматриваемом случае является целесообразным оформление и хранение максимально возможного количества документов (с заполнением всех необходимых реквизитов) по вышеобозначенным сделкам, а также дополнительно:
- соблюдать критерии по уровню налоговой нагрузки,
- по максимуму отказаться от наличных расчетов с поставщиками (оплачивать все с расчетного счета);
- проводить по расчетному счету все сопутствующие осуществляемой деятельности расходы (аренда, коммунальные платежи, канцтовары и т.п.).

Ответственность ИП, если нет документов, подтверждающих расход наличных денежных средств на закупку бу поддонов.
Как отмечалось в ранее направленной консультации, первичным документом, подтверждающим закупку товаров у населения, является акт. Если приобретена сельхозпродукция, то можно использовать форму № ОП-5. При приеме металлолома от населения организация обязана составить приемо-сдаточный акт по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 11 мая 2001 г. № 369. В остальных случаях составляется акт в произвольной форме с обязательными реквизитами (п. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Требование об обязательном оформлении всех хозяйственных операций первичными документами содержится в законе о бухгалтерском учете№ 402-ФЗ, кроме того исходя из требований НК РФ документальное подтверждение затрат необходимо обеспечить и при отражении таких расходов в целях налогового учета.
Статьей 120 Налогового кодекса РФ установлена ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 120 НК РФ под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.
Также п. 3 ст. 120 НК РФ установлена ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если оно повлекло занижение налоговой базы.
Подпунктом 3 п. 1 ст. 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения,если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Вместе с тем, положениям 1 и 2 части 2 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ освобождены от ведения бухучета, в частности:
- индивидуальный предприниматель (лицо, занимающееся частной практикой) – в случае если он ведет учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей (например, при применении ЕНВД) в порядке, установленном российским налоговым законодательством.
Согласно требованиям ст. 346.24 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести учет доходов и расходов в книге учета доходов и расходов организации, форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России N 135н (далее – Порядок).
При этом записи в такой книге делаются на основании все тех-же первичных документов (оформленных надлежащим образом в соответствии с законом о бухгалтерском учете).
Согласно п. 1 ст. 346.18 НК РФ, в случае если объектом налогообложения являются доходы организации, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации.
Согласно п. 2.5 Порядка налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, в графе 5 разд. I "Доходы и расходы" отражает:
- фактически осуществленные расходы, предусмотренные условиями получения выплат на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти;
- фактически осуществленные расходы за счет средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Иные расходы, связанные с получением доходов, налогоплательщик имеет право отражать в графе 5 разд. I по своему усмотрению.
В соответствии п. 6 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Исходя из вышеизложенных положений законодательства РФ о налогах и сборах, требование о документальном подтверждении затрат относится к организациям, выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы за минусом расходов.
Поскольку в случае применения УСН с объектом налогообложения «Доходы» при определении налоговой базы денежное выражение расходов не влияет на сумму налога, подлежащего к уплате, в целях налогового учета не обязательно иметь документальное подтверждение произведенных расходов, за исключением документального подтверждения расходов в виде уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Также, с марта 2014 года, на основании п.4.6 Указания ЦБ РФ № 3210, если индивидуальные предприниматели, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, кассовая книга 0310004 ими может не вестись.».
Таким образом, уплачивая единый налог при применении УСН с объектом налогообложения «Доходы», ИП не требуется:
- отражать в «книге учета доходов и расходов» произведенные затраты (за некоторым исключением)
- вести бухгалтерский учет (при соблюдении вышеуказанных условий»)
- представлять налоговому органу документальное подтверждение произведенных расходов в целях исчисления налоговой базы (единого налога)
- вести кассовую книгу
Учитывая вышеизложенное, поскольку обязанность по ведению учета расходов для упрощенцев с объектом налогообложения "доходы" не предусмотрена, отсутствуют основания для привлечения налогоплательщика к ответственности по ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов, в частности, при отсутствии части первичных документов, подтверждающих произведенные расходы.
Вместе с тем, пренебрегая оформлением расходных первичных документов (не отражая в них сведения о продавце товаров), ИП при возникновении необходимости (например, в рамках гражданских правоотношений) лишается официального подтверждения заключения договоров купли-продажи, приобретения товаров и выдачи наличных конкретному лицу, поскольку из таких документов невозможно идентифицировать вторую сторону сделки-продавца.

Попкова Наталья Викторовна, юрист налоговой практики 

Скачать статью в PDF

Подпишитесь на наши новости и статьи
Ваше имяerror
E-mailerror

Сообщение отправлено

Спасибо что подписались!

Сообщение не отправлено

Произошла ошибка. Пожалуйста, попробуйте позже.
К списку статей
© 2019 Все права на публикацию принадлежат ООО «ПБУ»